ГлавнаяНовости 2016 годНовости 2015 годНовости 2014 годНовости Музея г. Ноябрьска
Экспедиция на собачьей упряжке к Священному озеру Нум-То
Подписано трехстороннее соглашение
«Карская экспедиция – 2014»
XV съезд Русского географического общества
Русское географическое общество 1-й фестиваль
Организована краеведческая конференция
В п. Ягельный прошла выставка и лекции по Проекту «Чтения Русского географического общества»
Надымчан приглашают в «Путешествие по Крайнему Северу»
Межрегиональная этнографическая экспедиция «Лукоморье. Река Надым».
Молодежная экспедиция «Лукоморье. По следам предков»
Полевые работы на территории заповедника «Гыданский»
Завершилась экспедиция "Неизвестный Ямал"
Экспедиция «Неизвестный Ямал 2014»
МПО ОАО «Газпром» и отделение РГО в ЯНАО подписали Соглашения о взаимодействии
Создание электронного банка данных об истории конвоя БД-5
Соглашение с Молодой Гвардией Единой России
Призёры «Арктики»
Заседание Попечительского Совета регионального отделения
В Надыме состоялась встреча по вопросам сотрудничества и реализации проектов
Жизнь ненцев с озера Нум-То
В штаб-квартире РГО состоялась презентация Губернаторской электронной библиотеки ЯНАО
Русское географическое общество объединяет экспедиционные и поисковые команды
Руководители окружных общественных организаций ЯНАО собрались в городе Надыме
Лукоморье. Река Надым
Озеро, у которого есть глаза и сердце
«КЕДР» на первом месте!
Соглашение с администрацией Надымского района
Соглашение Правительства ЯНАО и Русского географического общества
«Карская экспедиция – 2014»



При содействии Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа совместно с региональным отделением Русского географического общества в ЯНАО, в рамках выполнения проекта Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа «Карские экспедиции» в этом году состоялась морская поисковая операция «Карская экспедиция – 2014», организатор ООО «Фертоинг».

Во время морского экспедиционного похода была достигнута её цель!

Фиксация мест гибели легендарного ледокольного парохода «А. Сибиряков» и трагически погибших судов конвоя БД-5.

Экспедиционный поход был осуществлён. Морская поисковая операция проведена в год 70-летия трагедии конвоя БД-5.


Состав поисковой экспедиции:

- руководитель экспедиции – начальник отдела гидрографических работ ООО «Фертоинг»

  Крюков Денис Юрьевич;
- начальник промерной партии ООО «Фертоинг» - Соколов Владимир Валентинович;
- инженер-гидрограф ООО «Фертоинг» - Бобровский Александр Геннадьевич;
- действительный член Русского географического общества в Ямало-Ненецком автономном
округе - Шулинин Сергей Владимирович. 


 


 Сергей Шулинин 

- действительный член Русского географического общества в Ямало-Ненецком автономном округе;
- инициатор и организатор международной поисковой операции «Конвой БД-5», которая проводится с 2008 г. по настоящее время и информационной операции «А. Сибиряков»;
- общественный руководитель проекта Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа «Карские экспедиции».
 

Во время «Карской экспедиции – 2014» было пройдено 1800 миль по маршруту: порт Сабетта – остров Белуха – остров Белый – порт Мурманск. Содействовали успеху морского похода умелые и профессиональные действия команды и капитана многофункционального аварийно-спасательного судна «Спасатель Заборщиков».

Итоги «Карской экспедиции – 2014»: определение географических координат места гибели ледокольного парохода «А. Сибиряков», транспорта «Марина Раскова», тральщика ТЩ-114.

Опровергнуты все ранее известные координаты мест гибели данных кораблей, в том числе размещенные на навигационных картах.

Еще в начале XVIII века Император Пётр Алексеевич в специальном указе предписывал: «….. Надлежит Вам беречь останки кораблей, яхт и галер, а буде упустите – то взыскано будет на вас и на потомков ваших…». Весь комплекс работ, проведенных в ходе выполнения морской поисковой экспедиции, является очередным и важным этапом в выявлении, изучении и сохранении морского наследия Арктики и России.

Эффективности работы экспедиции содействовала плодотворная работа сотен добровольных помощников в ходе проведения поисково-информационных операций «Конвой БД-5», «А. Сибиряков», в ходе которых был накоплен массив архивных, научных материалов, публикаций, создана фотоколлекция, собраны воспоминания участников трагедий.


Недавно принято решение о том, что морская научно-историческая экспедиция по поиску судов, затонувших в Арктике, будет поддержана Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе и финансово.

   

 

 

Историческая справка

Конвой БД-5.

Из Молотовска (ныне Северодвинск) 08 августа 1944 года вышел небольшой конвой «Белое море – Диксон № 5» («БД-5»). Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова» (водоизмещение 9083 т). На его борту находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров были военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающих в системе Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Команда парохода «Марина Раскова» состояла из 51 человека, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев (сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы (Карской ВМБ), «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Капитаном «Марины Расковой» был опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика 6-го дивизиона тральщиков (ДТ) Бригады траления (БТ) Охраны водного района (ОВР) Главной базы (ГБ) Северного флота (СФ) американской постройки – ТЩ-114 (командир – капитан-лейтенант И.О. Панасюк), ТЩ-116 (командир – капитан-лейтенант В.А. Бабанов) и ТЩ-118 (командир – капитан-лейтенант С.М. Купцов). В публикациях используется аббревиатура серии тральщиков «АМ», «Т» и «ТЩ». Конвоем командовал командир БТ капитан 1 ранга А.З. Шмелев.

Погода благоприятствовала переходу конвоя: волнение моря – 2–3 балла, небо – безоблачное, видимость – хорошая.

Конвой БД-5 обнаружила и сразу же атаковала немецкая субмарина U-365 (командир капитан-лейтенант Х. Ведемейер), применив новые гидроакустические торпеды. Двенадцатого августа, в 19.57 в точке с координатами 73°22'N – 66°35'E (по другим данным – 73°20'N – 67°10'E или 73°18´N – 67°00´E) раздался взрыв у переборки между вторым и третьим трюмом с правого борта парохода «Марина Раскова». Сыграли боевую тревогу. Сила взрыва была настолько мощной, что мешки с мукой, находящиеся в третьем трюме, выбросило через пробоину в борту на палубу парохода. Попадание торпеды вывело из строя два котла, и транспорт остановился. Спасательные шлюпки, находившиеся на правом борту, оказались разрушенными. Транспорт «Марина Раскова» дал крен, судно стало осаживаться на нос. Благодаря умелым и слаженным действиям команды парохода «Марина Раскова» в борьбе за живучесть судна, течь и угол крена транспорта удалось стабилизировать. После подрыва с ТЩ-118 получены поочерёдно семафоры: 1) «Нести ПЛО», 2) «Выясните состояние ТР», 3) «Стать на якорь».
Исходя из полученной информации, капитан 1 ранга А.З. Шмелев решил, что пароход «Марина Раскова» попал на минное поле. 

20.04 – в 2 кабельтовых от транспорта торпедирован ТЩ-118.

20.29 – взрыв на тральщике ТЩ-118, который начал погружаться резко кормой.

20.30 – три взрыва на тральщике ТЩ-118.
20.31 – тральщик ТЩ-118 затонул.

20.45 – шлюпка отошла от борта ТЩ-116 и направилась на спасение личного состава тральщика ТЩ-118.

21.41 – к борту ТЩ-116 подошёл понтон с личным составом тральщика ТЩ-118 – 24 краснофлотца и 5 офицеров.

 23.15 – командир ТЩ-116 получил разрешение командира конвоя включить акустический трал.

23.16 – к борту тральщика ТЩ-116 подошёл катер (капитан 3-го ранга Белоусов) с кунгасом, на их борту около 70 человек с транспорта.

23.24 – катер с кунгасом на буксире отошёл от борта ТЩ-116 для снятия людей с транспорта.

23.58 – подошёл к тральщику ТЩ-116 баркас (вельбот), который доставил 45 человек с транспорта и двух краснофлотцев с тральщика ТЩ-118, из них 1 курсант – мёртвый. ТЩ-114 принял на борт около 200 человек, в том числе женщин и детей.

13 августа,

00.28 – подошёл к тральщику ТЩ-116 баркас с людьми в количестве 44 человека на борту.

00.45. – взрыв на тральщике ТЩ-114 в середине корпуса.

00.49 (00.55) – тральщик ТЩ-114 скрылся под водой, спаслось несколько десятков человек.

01.00 – к борту ТЩ-116 подошёл катер с капитаном 3-го ранга Белоусовым. Он и личный состав катера сообщили командиру ТЩ-116, что видели перископ подводной лодки в момент атаки тральщика ТЩ-114. Было доложено о том, что другая подводная лодка идёт к тральщику ТЩ-116, видели её рубку, затем она погрузилась. Капитан-лейтенанту Бабанову необходимо было немедленно принять трудное решение: искать подводные лодки и вступать с ними в бой или уходить. Поиск и бой с подводным врагом, как и продолжение спасательных работ, подвергали очевидной опасности людей, нашедших убежище на борту тральщика, т.к. не было спасательных средств, способных вместить их, если корабль погибнет. Взвесив обстановку, капитан-лейтенант Бабанов приказал уходить на базу, предполагая после передачи спасённых на берег вернуться за остальными людьми, оставшимися в море на шлюпках. Доложив радиограммой командующему Беломорской военной флотилией (БВФ) о случившемся, Бабанов дал команду на отход, и тральщик ТЩ-116 направился к проливу Югорский Шар. ТЩ-116 шёл незакономерным зигзагом. Всего командой тральщика ТЩ-116 было подобрано по одним данным – 186 человек, по другим – 178 или 145. После ухода ТЩ-116 в море осталось по разным оценкам от 120 до 180 человек.

01.30 (01.53 или 02.15) – двумя торпедами добит и затонул транспорт «Марина Раскова».

05.00 – похоронен курсант Тимоненко (Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского), которого с баркаса, шедшего от транспорта «Марина Раскова», подобрали мёртвым. Координаты захоронения – 73°37´ С.Ш., 63°42´.

13.08 – на ТЩ-116 получена радиограмма командующего БВФ С.Г. Кучерова с приказанием оставаться на месте, вести противолодочную борьбу, если «Марина Раскова», тральщики ещё на плаву. Уходить, если они затонули.

В 23.57 – тральщик ТЩ-116 встал на якорь в Хабарово.

С 14 августа 1944 года проводилась поисково-спасательная операция силами СФ и ГУСМП без создания единого центра проведения операции. В ней приняли участие лётчики Карской ВМБ на гидросамолётах типа «Каталина» (С.М. Рубан, С.В. Сокол, В.А. Гуричев, Е.Е. Федуков), Новоземельской ВМБ (В.Н. Евдокимов, Беликов, Хотулев) а также самолёты Управления полярной авиации (УПА) ГУСМП на МБР-2, «Каталина» (М.И. Козлов, И.И. Черевичный). Силами авиации было спасено 71 (69) человек, один из них умер на борту самолёта. При спасении людей, обнаруженных в море и находившихся в шлюпках, экипажи самолётов проявили смелость, отвагу и самоотверженность. Совершил подвиг экипаж гидросамолёта под командованием М.И. Козлова. В сложных погодных условиях 23 августа 1944 года им удалось спасти 14 человек, находившихся в баркасе, на котором 10 дней назад было около 90 человек.

В проведении поисково-спасательной операции принимали участие тральщики ТЩ-116, Т-117 6-го ДТ БТ ОВР ГБ СФ, Т-60 3-го ДТ ОВР ГБ БВФ СФ, сторожевые катера МО-427, МО-428, МО-430 2-го гвардейского дивизиона сторожевых катеров (ГДСК) ОВР СФ, сторожевой катер СК-501 4-го дивизиона сторожевых катеров (ДСК) ОВР Иоканьгская ВМБ БВФ СФ, большие охотники за подводными лодками БО-203, БО-210 бригады сторожевых кораблей (БСК) ОВР СФ, катер ВК-9. Военно-морская группа выполняла следующие задачи: осуществление перевозки раненых и спасённых; поиск участников конвоя БД-5 в квадрате поиска; поиск и потопление подводных лодок противника в квадрате поиска. Судами не были найдены живые участники конвоя БД-5, не обнаружены и вражеские подводные лодки в квадрате поиска.
В конце августа 1944 года у мыса Рагозина на о. Белом найден кунгас с трупами людей, останки преданы земле. В 1947 году силами работников полярной станции на острове Белом было произведено перезахоронение. В данный момент местонахождение захоронения погибших участников конвоя БД-5 неизвестно.

Третьего сентября 1944 года командующий БВФ вице-адмирал Ю.А. Пантелеев приказал поиски людей прекратить. 

На основании приказов командующего БВФ № 0479 от 02.09.1944 и командующего СФ № 047 от 19.08.1944 исключены из боевого состава Беломорской военной флотилии тральщики типа «АМ» ТЩ-114 и ТЩ-116 (штат № 024/206 каждого) как погибшие при выполнении боевого задания 12 августа 1944 года. Приказом Наркомата морского флота (НМФ) № 428с от 03.10.1944 пароход «Марина Раскова» исключён из состава транспортных судов Наркомфлота СССР.
Командование СФ провело анализ причин гибели конвоя БД-5 и приняло комплекс дополнительных мер по организации и обеспечению своевременного и безопасного прохождения конвоев. Командование БВФ, Новоземельской ВМБ и штаб Карской ВМБ не обеспечили переход конвоя БД-5 от Хабарово до Диксона.

Трагедия унесла по имеющимся данным у организатора проведения международной поисковой операции «Конвой БД-5» 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна. Погибло 253 военнослужащих, проходивших службу на тральщике ТЩ-114, ТЩ-118, 37 авиабазе ВВС Беломорской военной флотилии, Карской военно-морской базе и 19 вольнонаёмных 37 авиабазы ВВС БВФ.

События, произошедшие 12 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый, являются самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. 
В память о трагедии с конвоем БД-5 в 2009 году была проведена Всероссийская экспедиция памяти «Карская экспедиция-2009». С 2008 года по настоящее время проводится международная поисковая операция «Конвой БД-5» по розыску участников конвоя или их родственников. Среди живых – 6 участников конвоя БД-5. Проведена научно-архивная работа по сбору информации об истории конвоя, получены новые данные, составлен список участников конвоя, собраны воспоминания, фотоколлекция, публикации, книги о конвое, установлены контакты с родственниками более 130 очевидцев трагедии. На о. Белый установлен малый мемориальный комплекс в память о трагедии 12 августа 1944 года. В городах Салехарде и Воронеже установлены мемориальные доски в память о погибших.

Историческая справка

Пароход «Марина Раскова».

Судьба парохода «Марина Раскова» изначально складывалась не очень просто. Ещё на стапелях судостроительной фирмы Merchant Shipbuilding Corp в г. Честере (ближайший пригород Филадельфии, штат Пенсильвания, США, правый берег р. Делавэр) судно поменяло название и хозяина. Построен в 1919 году под названием «Солсбери» (Salisbury) для судовладельческой компании «Шоумат Стимшип Компани» (Shawmut Steamship Co.). Вступил в строй в апреле 1919 года и принят Государственной комиссией по судоходству США (US Shipping Board, USSB) под название «Майстик» (Mystic). В том же году возвращён первоначальному судовладельцу и находился у него в эксплуатации до 1924 года, когда был продан судовладельческой компании «Юнайтед Шип энд Коммерс» (United Ship & Commerce). С 1930 года под именем «Мэнмайстик» (Munmystic) принадлежал судовладельческой фирме «Мэнсон Стимшип Лайн Инкорпорейтед» (Munson Steamship Lines Inc.), с 1937-го как «Ибревиль» (Iberville) – «Уотермэн Стимшип Компании» (Waterman Steamship Co.). В 1941 году принят от неё Государственной военной судоходной администрацией США (US War Shipping Administration, WSA) и переименован в «Айронклэйд» (Ironclad).

Участвуя в печально известном конвое PQ-17, пароход в числе уцелевших 11 судов из 34, вышедших из Исландии, благополучно прибыл в Молотовск (сейчас – Северодвинск). Лейтенант Гредуэлл, командир военизированного английского транспорта «Айршир», спас три транспорта – «Трубадур», «Сильвер Сворд» и «Айронклайд», уведя их в ледяные поля. Там они были перекрашены в белый цвет и продолжили движение к Новой Земле, вдоль берега которой дошли до места назначения. 

Но, кажется, это было последнее везение в истории парохода. Осенью 1942 г., два раза выходя обратно в Англию с экспортным грузом, пароход садился на мель в различных частях Белого моря – сначала на Молотовском рейде, а затем близ устья р. Поной. Аварийно-спасательная служба Северного флота сняла его с камней и привела в Молотовск. Там судно некоторое время стояло в полузатопленном состоянии, круглосуточно работали водоотливные средства, из американской команды оставались только стармех и старпом. Больше полугода шёл ремонт. Пароход осушили, очистили, на заводе № 402 в Молотовске изготовили руль и раму ахтерштевня. 

Тактико-технические данные судна были в это время следующие (указан диапазон по различным источникам, которые отличаются весьма существенно): водоизмещение 1100 т, дедвейт 9083-9940 т, полная грузовместимость – 7345-7540 брт, длина – 122,22 -138,63 м, ширина – 16,5 – 17,37 м, осадка в грузу 7,82, в балласте 3,35 м (10,61 м), мощность паровой машины – 2500-3000 л.с., скорость хода – 9,5-13, экономическая около 12 узлов, вооружение – одно 76,2-мм орудие, четыре 12,7-мм орудия и четыре 7,71-мм пулемета. Штатная численность команды – 55 человек.

Американцы передали судно СССР и в конце марта 1943 г. оно вошло в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) уже под новым именем – «Марина Раскова». Герой Советского Союза командир женского бомбардировочного полка майор Марина Михайловна Раскова, участница знаменитого перелёта Москва-Дальний Восток на самолёте «Родина» в 1938 г., погибла 4 января 1943 г. в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей.

Ремонт был трудный, и уже в первом же рейсе после его завершения (на Новую Землю с годовым запасом продовольствия, тёплой одеждой, топливом, оборудованием для аэродрома и 200 пассажирами для Новоземельской Военно-морской базы – НВМБ в губе Белушьей) пароход ждали новые испытания. Длительный жестокий шторм во время перехода сорвал руль, и только на буксире эскортного миноносца «Гремящий» «Марина Раскова» достигла места назначения. Подача буксира в штормовом море стоила огромного труда, буксирные концы постоянно рвались, но через три дня пароход пришёл в губу Белушью, где был отремонтирован. 
Благополучно вернувшись в Архангельск, пароход зимой 1943-44 г. использовался несколько месяцев без руля, перевозя на буксире за ледоколом экспортные грузы из Экономии (правый берег Северной Двины) в Бакарицу (левый берег), на железную дорогу. Железнодорожного моста через Северную Двину тогда не было. 

Для подготовки к очередной навигации судно вновь встало на ремонт, нужен был новый руль. Его изготовили на том же Молотовском заводе № 402 Наркомата судостроения, но навешивал экипаж с помощью водолазов в море. Для устранения прочих неисправностей и предрейсового ремонта 12 июля 1944 г. пароход «Марина Раскова» встала в док архангельского завода «Красная кузница», где стояла 9 дней.
21 июля 1944 года «Марина Раскова» встал под загрузку, готовясь к участию в конвое БД-5, чтобы потом уйти в вечность.

Ранее считалось, что он затонул в точке с координатами 73°21' с.ш., 67°20' в.д., в 60 милях зап. о-ва Белый.

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ПАРОХОДА «МАРИНА РАСКОВА».

1917 г. – заложеннаверфях Merchant Shipbuilding Corp, Chester PA для Shawmut SS Co подназванием Salisbury.

1919 г. – спущеннаводукак Mystic для US Shipping Board.

1924 г. – продан United Ship & Commerce.

1930 г. – продан MunsonSSCoи переименован в Munmystic.

1937 г. – продан Waterman SS Co ипереименованв Iberville.

1941 г. – передан War Shipping Administration подименем Ironclad.

27.06.1942 – выходит в море в составе конвоя PQ-17 из Исландии, в команде – американцы и скандинавы. Номер в ордере – 13 (4-й в крайней левой колонне).

4 и 5.07.1942 – вместе с панамским «Трубадуром» и американским «Сильвером Свордом» Ironclad укрывается во льдах и перекрашивается в белый цвет в сопровождении британского военизированного транспорта «Айршир» под командованием лейтенанта Гредуэлла.

7.07.1942 – рано утром выходит из паковых льдов и идёт на юг.

9.07.1942 – суда встают на якорь в проливе Маточкин шар, где постепенно собираются остатки разбитого конвоя.

20.07.1942 – конвой двигается на юг вдоль побережья Новой Земли, затем южнее о.Колгуева Поморским проливом.

24.07.1942 – благополучное прибытие в Молотовск (Северодвинск).

13.09.1942 – выйдя из Молотовска в составе конвоя QP-14, сел на песчаную отмель, пробил днище и повредил руль, после чего приведён с двумя затопленными трюмами на буксире на ремонт в Архангельск.

21.11. 1942 – вышел в составе конвоя QP-15 (замыкал две крайние правые колонны в ордере) (Супрун, 1997).

24.11.1942 – Сел на камни на севере Белого моря у о. Горяинов в 3 милях к северо-северо-востоку от устья р.Поной, пробил днище.

11.12. 1942 – снят аварийно-спасательным отрядом БВФ СФ с мели и отбуксирован в Молотовск на завод № 402, где стоял в полузатопленном виде без руля с полными водой ахтерпиком, трюмами 4, 5 и тоннелем гребного вала (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.118-119).
Конец декабря 1942 г. – перегрузка экспортных грузов (магнезит, руда, пушнина) на другие суда (Шмигельский, 2001)

25.01.1943 – зачислен в списки судов Наркомата морского флота.

01-10.1943 – ремонт и докование на заводе «Красная кузница» под руководством начальника механико-судовой службы СГМП Н.К. Кайля.

03.02. 1943 – приказ № 25 начальника СГМП Новикова Н.В. о зачислении парохода «Айронклайд» в состав флота с 25.01.1943 и наименовании его с 03 февраля 1943 года «Марина Раскова».

25.03.1943 – принят в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.91).

Конец июня 1943 г. – на заводе № 402 изготовлены временные руль и рама ахтерштевня (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.118-119).

Июль 1943 г. – судно переведено в Архангельск.
7.08.1943 – встало в док на ремонт.

9.10.1943 – вышел в море из Архангельска на Новую Землю с грузами в составе конвоя (эсминцы «Гремящий» и «Громкий») под командованием командира дивизиона эсминцев капитана 2-го ранга А.И. Гурина (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.55; Головко, 1984, с.179).

11.10.1943 – заход в Иоканьгу для крепления груза, принятия дополнительного балласта и подкрепления корпусов (Головко, 1984, с.181-182)

12.10. 1943 – выход из Иоканьги на Новую Землю.
23:45 того же дня – волны (шторм 7 баллов) сорвали руль на транспорте в точке 720 с.ш., 490 в.д (150 миль от губы Белушьей).

Около 24.00 16.10.1943 – конвой вошёл на рейд губы Белушьей, где экипаж стал ремонтировать руль.

6.11.1943 – достиг стенки завода «Красная Кузница» в Архангельске (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.55).

1.12. 1943 – январь 1944 – работа по перевозке импортных грузов из Экономии в Бакарицу, без руля на буксире за ледоколом (в том числе за л/к «Ленин») (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1362, л.59-62).

23.04.1944 – передан Северным государственным морским пароходством в аренду ГУСМП.
Конец июня 1944 г. – изготовлен новый постоянный руль, но завод отказался навешивать его в доке и его навесили в море за 40 часов силами судовой команды с помощью водолазов (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр. 1363, л.118-119).

12.07.1944 – встал в док завода «Красная Кузница».

21.07.1944 – передан в чартер Архангельскому морскому арктическому пароходству ГУСМП.

21:40 то же дня – встал под погрузку у причала на левом берегу.
24.07. 1944 – после погрузки 688 тонн муки перешёл в Бакарицу.
24.07. – 4.08.1944 – в Бакарице погружено 4992 тонны разных грузов.
5.08.1944 – пришвартовался в Молотовске.

7.08.1944 г. – погружено ещё 836 тонн муки, принято снабжение и топливо.

8.08. 1944 – вышел в море из Молотовска.

11.08.1944, 1610 – конвой БД-5 вышел в Карское море Югорским шаром, а не рекомендованными Карскими воротами.

12.08. 1944,– конвой лёг на курс к о. Белому.

19:57 – первая торпеда попала в транспорт «Марина Раскова» между 2 и 3 трюмами с правого борта, начался спуск спасательных средств.

13.08.1944 г., 02:04 – одиночный выстрел из торпедного аппарата по пароходу, через 30 сек. попадание в середину. Несмотря на глубину, фонтан воды выше мачт.

02:23 – одиночный выстрел из торпедного аппарата в качестве добивающего. Через 1 мин 03 сек попадание в середину, пароход посередине разломился пополам и начал быстро тонуть.

02:53 – пароход затонул.

 



 



 

Главная|Новости 2016 год|Новости 2015 год|Новости 2014 год|Новости Музея г. Ноябрьска